Программа развития МАДОУ дс Жемчужинка на 2020-2025гг

2

Содержание
Введение…………………………………………………………………………

3

1. Паспорт Программы развития на 2020-2025 годы……………..………

4

2. Информационно-аналитическая справка
о деятельности МАДОУ
детский
сад
«Жемчужинка»
за
период
2014-2019
года……………………………
9
2.1.

Основные

характеристики

образовательного
9

учреждения…………….…………………………………..
2.2.

Выполнение муниципального задания на оказание услуг……

2.3.
Анализ эффективности работы МАДОУ детский сад
«Жемчужинка»…………………………………...

10
11

2.4.
Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной
среды, ресурсных возможностей……...
28
2.5.
Результаты маркетинговых исследований образовательных
потребностей лиц, заинтересованных в
образовании…………………………………………………………
3. Концепция Программы развития МАДОУ детский сад
«Жемчужинка»………………………………………...
3.1.
Приоритетные направления развития МАДОУ детский сад
«Жемчужинка»…………………………….
3.2.

План действий……………………………………………………

4. Финансирование Программы развития МАДОУ детский сад
«Жемчужинка» на 2020-2025 годы……………

29
32
33
34
46

5. Система организации контроля за выполнением Программы развития
МАДОУ детский сад «Жемчужинка» на 2020-2025
годы…………………………………………………………………
46

3

Введение.
Программа развития Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад «Жемчужинка» на 2020 - 2025 и
(далее Программа) в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» относит к компетенции
образовательной организации разработку и утверждение программы развития
образовательной организации. Программа развития является обязательным
локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено
законодательно.
Программа развития – локальный акт образовательной организации,
определяющий стратегические направления развития образовательной
организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий
документ развития МАДОУ детского сада «Жемчужинка» определяет
ценностно - смысловые, целевые, содержательные и результативные
приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации
государственного задания. Программа как проект перспективного развития
МАДОУ детского сада «Жемчужинка» призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и
всесторонне
удовлетворение
образовательных
запросов
субъектов
образовательного процесса;
консолидировать
усилия
всех
заинтересованных
субъектов
образовательного процесса и социального окружения детского сада для
достижения цели Программы.
В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность
деятельности администрации и творческие инициативы со стороны
педагогических работников. Выполнение муниципального задания происходит
в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и
мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного
образования в соответствии с показателями эффективности работы
образовательного учреждения.
Результатом работы МАДОУ детского сада «Жемчужинка» по
направлениям является повышение эффективности работы ДОУ, результатом
реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности
общества качеством образования, которые являются основанием для ведения
контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную
программу.

4

1. Паспорт Программы развития на 2020-2025 годы
Наименование
программы
Основания для
разработки
программы,
нормативные
документы

Разработчики
программы
Сайт МАДОУ в
сети Интернет
Назначение
программы

Программа развития муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детского сада
«Жемчужинка» на 2020-2025 гг.
 Анализ деятельности МАДОУ д/с «Жемчужинка» за
период 2014-2019 гг.
 Закон «Об образовании в Российской Федерации»
29.12.2012 г.№ 273-ФЗ.
 Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №
1014 « Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам
дошкольного
образования».
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в
дошкольных образовательных организаций» (утв.
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
 Изменения к СанПин, введенные в действие с 20
сентября 2015 года постановлением главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 августа 2015 года № 41.
 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №
1155
«Об
утверждении
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
 Устав МАДОУ детского сада «Жемчужинка».
 Основная общеобразовательная программа МАДОУ
детский сад «Жемчужинка».
Заведующий, старший воспитатель, заместитель
заведующего по хозяйственной работе, творческая группа
педагогов.
https://bur-zhemc.tvoysadik.ru
 Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития образовательного
учреждения.
 В ней отражены тенденции изменений,
охарактеризованы главные направления обновления

5

содержания образования и организации
образовательного процесса, управление дошкольным
учреждением на основе инновационных процессов.
Цель

Повышение качества образования в ДОУ через
создание в детском саду системы интегративного
образования, реализующего право каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее
равные стартовые возможности для полноценного
физического и психического развития детей, как основы
их успешного обучения в школе.

Задачи

1. Обеспечить эффективное управление дошкольным
образовательным учреждением.
2.Развить инновационные механизмы современного
дошкольного образования.
3.Создать условия для личностно-ориентированного
образовательного пространства.
4. Создать условия для обеспечения воспитанников
дошкольного образовательного учреждения доступным
дошкольным образованием.
5.
Осуществлять
индивидуальный
подход
к
воспитанникам на основе внедрения современных
образовательных стандартов.
6.Развивать
систему
психолого-педагогического
сопровождения
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения.
7.Совершенствовать
условия
в
дошкольном
образовательном учреждении для сохранения и
укрепления здоровья воспитанников, формирования их
здорового образа жизни и санитарной культуры.
8.Совершенствовать материально-техническую базу
дошкольного образовательного учреждения.
9.Осуществлять информатизацию образовательного
пространства дошкольного образовательного учреждения
и внедрять в образовательный процесс современные
информационные технологии.
10.Повышать эффективность использования кадрового
потенциала дошкольного образовательного учреждения за
счет совершенствования работы с педагогическими
работниками, повышения уровня их профессиональных
знаний и профессиональных компетенций, развития их
творческого потенциала и способности осуществлять
профессиональную
деятельность
в
современных

6

социально-экономических условиях.
Основные
функции
Программы

- инновационные процессы (учебные и воспитательные
инновации);
- развитие методического обеспечения образовательной
деятельности;
развитие
взаимодействия
с
общественными
объединениями родителей;
информатизация
образовательного
пространства
дошкольного образовательного учреждения (внедрение
новых информационных технологий, информатизация
основных процессов);
- развитие материально-технической базы дошкольного
образовательного учреждения;
- повышение эффективности учебно-воспитательного
процесса (создание условий для повышения качества
образования;
развитие
системы
дополнительного
образования воспитанников);
- совершенствование воспитательной системы за счет
новых психолого-педагогических технологий;
- интеграция здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательный процесс;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- инфраструктура и создание комфортной образовательной
среды дошкольного образовательного учреждения;
- развитие механизмов обеспечения преемственности
между учреждением дошкольного образования и
общеобразовательными учреждениями.

Принципы
образовательной
деятельности
ДОУ в рамках
программы
Развития на
2020-2025 годы

 Принцип системности –
целостный подход,
взаимодействие всех направлений и звеньев на
достижение оптимального результата – развития
личности ребенка.
 Принцип развивающего образования опирается на
«зону ближайшего развития» и предполагает
использование новейших технологий и методик.
 Принцип индивидуализации и дифференциации
предполагает
учет
субъективного
опыта,
индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов
и способностей детей и взрослых.
 Принцип – гуманизации – умение видеть в
воспитаннике человека и принимать его таким, какой
он есть, сопровождение в его становлении и развитии

7

как личности.
 Принцип увлекательности
–
образовательный
процесс должен способствовать развитию творческих
способностей детей, а образовательный материал
интересен и доступен детям,так как подается в игровой
форме.
 Принцип вариативности предполагает разнообразие
содержания, форм и методов с учетом целей развития и
педагогической поддержки каждого ребенка.
 Принцип активности –освоение ребенком программы
через
собственную,
свободную
деятельность
под руководством взрослого.
Программа будет реализована в 2020-2025 годы в три
Сроки
этапа.
выполнения и
этапы реализации
1-ый этап – подготовительный (2020-2021 учебный
год):
программы
- разработка документации для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
создание
условий
(кадровых,
материальнотехнических и т. д.) для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на
создание
интегрированной
модели
развивающего
образовательного пространства.
2-ой этап – практический (2022-2023учебный год):
- апробирование модели, обновление содержания
организационных форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с
Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025 учебный год.):
реализация
мероприятий,
направленных
на
практическое внедрение и распространение полученных
результатов;
- анализ достижения цели и решения задач,
обозначенных в Программе развития.
Дальнейшее
развитие
МАДОУ
детский
сад
Ожидаемые
«Жемчужинка»:
конечные
- укрепление кадрового потенциала ДОУ;
результаты,
- укрепление материально-технической базы;
важнейшие
совершенствование
развивающей
предметноцелевые
пространственной среды в группах;
показатели
- повышение компетентности педагогов в области
программы

8

применения
информационных
технологий
в
образовательном процессе.
- тесное взаимодействие с родителями, участниками
образовательного процесса в МАДОУ.

Финансовое
обеспечение
программы
Система
организации
контроля за
выполнением
программы

Осуществляется в пределах текущего финансирования.

1. Постоянный контроль выполнения Программы
осуществляет администрация МАДОУ детский сад
«Жемчужинка».
2. Творческая группа разрабатывает ежегодные планы
мероприятий с указанием ответственных за реализацию
отдельных проектов, представляет их на Педагогическом
совете.
3. Освещение хода реализации Программы (по
результатам
отчетов)
на
сайте
дошкольного
образовательного учреждения, на конференциях и
семинарах разного уровня и др.
4. Ежегодные отчеты на педагогических советах
дошкольного
образовательного
учреждения,
родительских собраниях и сайте МАДОУ детский
сад «Жемчужинка».
5. Результаты контроля и отчёты о проведённых
мероприятиях,
публичные отчеты руководителя
дошкольного
образовательного
учреждения
публикуются на сайте МАДОУ детский сад
«Жемчужинка».

9

2. Информационно-аналитическая справка о деятельности МАДОУ
детский сад «Жемчужинка» за период 2014-2019 года
2.1.Основные характеристики образовательного учреждения
В январе 2013 года впервые открыло двери для детишек Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Жемчужинка», списочный состав – 100 детей.
16 мая 2016 года было создано Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка». МАДОУ детский сад
«Жемчужинка» обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр
и уход за воспитанниками в возрасте от 1,6 лет до 7 лет.
В ДОУ имеются: кабинет заведующего, методический кабинет,
медицинский и процедурный кабинеты, изоляторы, музыкальный зал, кабинет
учителя-логопеда, прачечная, пищеблок, кабинет завхоза, 5 групповых комнат,
5 раздевалок, 5 туалетных детских комнат, 2 комнаты для персонала.
На территории ДОУ имеются пять летних веранд, спортивная площадка,
игровое оборудование, беседка для хранения колясок.
Место нахождения учреждения: 671510, Российская Федерация,
Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, село Багдарин, улица
Советская, дом 9.
Телефон: 8 (30153) 41-1-33
Электронная почта: dspearl_bagdarin@govrb.ru
Наш сайт: https://bur-zhemc.tvoysadik.ru
МАДОУ детский сад «Жемчужинка» работает 10.30 часовом режиме.
Время работы: с 7 ч. 30 мин до 18 ч. 00 мин.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Заведующий МАДОУ детский сад «Жемчужинка» - Давыдова Александра
Анатольевна
Учредителем и собственником имущества организации является
администрация МО «Баунтовский эвенкийский район»
Место нахождения учредителя: 671510, Российская Федерация,
Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, село Багдарин, улица
Ленина, дом 22.
Органом управления, осуществляющим функции и полномочия
Учредителя, является МКУ «Управления образования».
Телефон/факс: 8 (30153) 41-7-48.
Руководитель МКУ «Управления образования»- Гомбоева Вера
Маласагаевна.

10

МАДОУ детский сад «Жемчужинка» осуществляет свою деятельность в
соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам дошкольного образования» и МАДОУ,
Уставом МАДОУ детский сад «Жемчужинка».
Деятельность
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения детский сад «Жемчужинка» направлена на:
- заботу о здоровье ребёнка и содействие обогащению психического и
физического развития каждого ребёнка;
- содействие освоению ребёнком разных видов деятельности на уровне
самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
- взаимодействие с семьей, обеспечивающее полноценное развитие
ребенка.
В МАДОУ образовательная деятельность осуществляется на русском
языке.
МАДОУ детский сад «Жемчужинка» обучение воспитанников
осуществляет в очной форме. Основание: п.2. ст. 17 Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.2. Выполнение муниципального задания на оказание услуг
Общие требования к приёму воспитанников в детский сад определяются
законодательством Российской Федерации. Порядок приёма воспитанников в
детский сад определяется Учредителем. В ДОУ принимаются дети от 1,6 лет до
7-и лет,согласно заявлениям родителей. Контингент воспитанников
формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного
образовательного учреждения.
В МАДОУ детский сад «Жемчужинка» функционируют 5 групп, из них:
Группа

Возраст детей

Количество детей

Первая младшая группа

1,6-3 года

18

Вторая младшая группа

3-4 года

28

Средняя группа

4-5 лет

29

Старшая группа

5-6 лет

28

Подготовительная группа

6-7 лет

31

11

Контингент воспитанников сохраняется на протяжении нескольких лет:
Возраст
С 1,6 до 7
лет

2014-2015
гг.
100%

2015-2016
гг.
100%

20162017гг.
100%

2017-2018
гг.
100 %

20182019гг.
100%

2.3. Анализ эффективности работы МАДОУ детский сад
«Жемчужинка»
За 2014-2019 годы в дошкольном учреждении произошли следующие
изменения:

Создана система работы
по обеспечению комплексной
безопасности участников образовательных отношений и охраны труда
сотрудников.
В МАДОУ детский сад «Жемчужинка» созданы безопасные условия
пребывания, соответствующие противопожарным требованиям, требованиям
охраны труда, антитеррористической безопасности, санитарно-гигиеническим
нормам и правилам.
Основными направлениями деятельности детского сада по обеспечению
безопасности участников образовательных отношений являются:

охрана труда;

охрана жизни и здоровья воспитанников;

пожарная безопасность;

антитеррористическая защищенность;

санитарно-гигиенический режим.
Вывод: Вся
работа по обеспечению безопасности участников
образовательного процесса четко планируются, прописываются планы
мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской
обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы по
охране жизни и здоровья детей и сотрудников.
Все предписания
контролирующих органов своевременно исполняются. На период составления
программы предписаний нет.

В
МАДОУ
детский
сад
«Жемчужинка»
налажено
взаимодействие с родителями в вопросах поддержания и укрепления
здоровья детей.
Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их
здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников
ДОУ. Для этого наш коллектив выбрал наиболее эффективные на наш взгляд
направления в работе семьей.

12

1. Внедрение новых форм и методов работы с семьёй (разработка
совместных проектов).
2. Установление единых требований к процессу физического воспитания в
семье и детском саду.
3. Усиливание связи между повседневной воспитательно-образовательной
работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде
всего путём различных поручений, заданий родителям.
4. Использование личного примера взрослых членов семьи в физическом
воспитании дошкольников.
5. Изучение
положительного
опыта
семейного
воспитания
и
пропагандирование его среди родителей.
Вывод: Таким образом, в ДОУ имеется потенциал для повышения
качества работы и достижения положительной динамики в организации работы
с родителями.

Осуществляется доврачебная
сестринскому делу в педиатрии.

медицинская

помощь

по

Здоровье детей, посещающих МАДОУ детский сад «Жемчужинка»,
является предметом пристального внимания педагогического коллектива. По
данному направлению разработана и реализуется программа «Здоровый
малыш»
С целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них
потребности в здоровом образе жизни организованы следующие
оздоровительные и профилактические мероприятия:

рациональный режим;

сбалансированное детское питание;

закаливание - упражнения после сна (корригирующая гимнастика),
ходьба по дорожкам здоровья, дозированный бег, воздушные ванны
(летом),обширное умывание;

двигательная активность – физкультурные занятия в зале и на
свежем воздухе, спортивные праздники, досуги, утренняя гимнастика,
гимнастика после сна,прогулки два раза в день;

оздоровительные мероприятия –профилактические прививки,
профилактика ОРВИ: С-витаминизация, чесночные ингаляции, профилактика
плоскостопия, нарушения осанки.
Стало традицией проведение в ДОУ спортивных праздников и досугов
(«День здоровья», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Будущие
защитники», «Веселые старты» и др.) Во всех возрастных группах созданы и
оборудованы физкультурные мини-среды с необходимым инвентарем для
организации игр и физических упражнений детей в группе.

13

 В МАДОУ детский сад «Жемчужинка» создана предметноразвивающая среда.
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс
воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно
организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его
развитию.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования
развивающей среды мы рассматриванием следующие направления:
1. Создание условий для пребывания детей в детском саду, в строгом
соответствии с санитарными нормами и требованиями. Коллектив ДОУ делает
все необходимое, чтобы условия пребывания детей в детском саду
соответствовали санитарным нормам и требованиям.
2.Создание условий в группах, согласно требованиям образовательной
программы. В каждой возрастной группе нашего детского сада, созданы
условия для самостоятельной и совместной деятельности детей.
3.Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают
требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам,
физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям
свободно перемещаться.
В группах создана предметно – пространственная развивающая среда для
развития детей, которая включает в себя несколько зон:
Зону дидактических и развивающих игр
Зона театрализованной деятельности
Зона художественной литературы или библиотека для детей
Зона сюжетно – ролевых игр
В учреждении созданы условия для использования информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе (ноутбуки,
мультимедийное оборудование).
Компьютерно-техническое оснащение учреждения используется
для
различных целей:
- для
демонстрации
детям
познавательных,
художественных,
мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и
др.;
- для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих
реализацию основной образовательной программы;
- для
предоставления информации о Программе семье, всем
заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а
также широкой общественности;
- для обсуждения с родителями (законными представителями) детей
вопросов, связанных с реализацией Программы.

МАДОУ детский сад «Жемчужинка» имеет необходимое
программное обеспечение образовательного процесса.
Целостность образовательного процесса в ДОУ обеспечивается путем
реализации основной образовательной программой дошкольного образования

14

МАДОУ детский сад «Жемчужинка», целью которой является
развитие и
саморазвитие дошкольника как неповторимой индивидуальности от 1,6 до 7
лет.
Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы
проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу. Планируемыми
итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной
программы в соответствии с ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности.
Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе
мониторинга(педагогической диагностики).
Формы проведения мониторинга: беседы с детьми; наблюдения, игровые
ситуации с проблемными вопросами, творческие задания.
Анализ продуктов детской деятельности способствует коррекции основной
образовательной программы МАДОУ детский сад «Жемчужинка»,
составлению годового плана, индивидуальной работы с воспитанниками.Также
результаты мониторинга показывает, что воспитанники нашего ДОУ при
выходе в школу успешно проходят адаптацию и хорошо подготовлены к
обучению по пяти образовательным областям ФГОС ДО: познавательной,
речевой,
физической,
художественно-эстетической,
социальнокоммуникативной. Это говорит о высоком профессионализме педагогов нашего
учреждения.

на 100%.

МАДОУ детский сад «Жемчужинка» укомплектован сотрудниками

Перечень кадровых работников
Руководящие:
-заведующий.
Педагогические:
-воспитатель,
-учитель-логопед,
-музыкальный руководитель.

По штатному
расписанию (в ед.)

Фактически (в ед.)

Итого (показатель
укомплектованност
и в %)

1

1

100%

1
1,25

1
1,25

100%
100%
100%

Учебно-вспомогательные:
-младший воспитатель
Административно-хозяйственные:
- заместитель заведующего (АХР).
Иные работники:
-повар,
-рабочий по кухни,
-машинист по стирке белья,

100%

1

1

100%

2
1
1,5

2
1
1,5

100%
100%
100%

15

-кастелянша,
-рабочий по комплексному
обслуживанию зданий,
-электрик,
-сантехник,
-дворник,
- сторож,
-медицинская сестра диетическая.

1

1

100%

2
0,5
0,5
1
3
0,25

2
0,5
0,5
1
3
0,25

100%
100%
100%
100%
100%
100%

Итого:

100%

Выводы: МАДОУ детский сад «Жемчужинка» кадрами укомплектовано
полностью. В ДОУ оказываются дополнительные образовательные платные
услуги: вокальный кружок «Колокольчик» - музыкальный руководитель
Золотарина Лариса Александровна.
Педагоги ведут дополнительные кружки по трем направлениям:
- естественно-научное
-социально-педагогическое
- туристко-краеведческое
- в области искусств.
В нашем детском саду собран креативный педагогический коллектив
единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов,
создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе,
отношения между администрацией и коллективом строятся на основе
сотрудничества и взаимопомощи. Педагогический коллектив, обеспечивающий
процесс развития и воспитания детей состоит из 10 сотрудников.
Все педагоги ДОУ имеют педагогическое образование.
Музыкальный руководитель имеет специальное музыкальное образование.
Квалификационная
категория
Высшая
2
Первая
2
Соответствие
Без категории

6

Образование
Высшее
педагогическое
Среднее
специальное
Обучаются в
ВУЗах

3

Стаж педагогической
работы
5 – 10 лет
4
10 – 20 лет
3

7
Более 20 лет

3

-

 100% педагогов МАДОУ детский сад «Жемчужинка» прошли курсы
повышения в рамках введения ФГОС ДО;
 65% педагогов детского сада «Жемчужинка» прошли курсы
профессиональной переподготовки в сфере дошкольного образования;

16

Непрерывность профессионального развития педагогических работников
МАДОУ детский сад «Жемчужинка»
№

Ф.И.О. педагога

Тема последних КПК

Наименование ОО,
проводившей
мероприятие по ПК
АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

Давыдова А.А.

Оказание первой помощи
пострадавшим

Анциферова А.П.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

1

2

Колво
часов
36ч

36 ч

3

Бочкарева Г.А.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

4

Комогорцева О.В.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

5

Хлыстунова В.Е.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

6

Ощепкова Н.А.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

7

Эпова М.В.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

8

Скосырская Е.С.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

9

Еремеева Е.Г.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

10

Золотарина Л.А.

Оказание первой помощи
пострадавшим

АНО ДПО «Институт
повышения квалификации
Арсенал» г. Москва.

36

11

Золотарина Л.А.

. Интегрированный подход по
реализации образовательных
задач в музыкальнохудожественной и досуговой
деятельности детей в ДОО в

АНО ДПО «Аничков мост»
г. С-Петербург (выезд в г.
Улан-Удэ)

48

17

рамках реализации ФГОС ДО
12

Эпова М.В.

Поддержка многообразия
детства в условиях реализации
ФГОС ДО

ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

72

13

Еремеева Е.Г.

«Использование it-технологий
в речевом развитии
дошкольников в условиях
реализации ФГОС ДО»

АНО ДПО «УрИПКиП» г.
Пермь

36

14

Анциферова А.П.

«Использование it-технологий
в речевом развитии
дошкольников в условиях
реализации ФГОС ДО»

АНО ДПО «ВГАППССС» г.
Волгоград

36

15

Скосырская Е.С.

«Педагогическое образование
по профилю «Воспитатель
дошкольной образовательной
организации»»

АНО ДПО «Академия
профессионального
образования»

504

16

Горбунова В.С.

«Педагогическое образование
по профилю «Воспитатель
дошкольной образовательной
организации»»

АНО ДПО «Академия
профессионального
образования»

504

17

Скосырская З.С.

«Педагогическое образование
по профилю «Воспитатель
дошкольной образовательной
организации»»

АНО ДПО «Академия
профессионального
образования»

504

18

Золотарина Л.А.

Организация музыкального
воспитания детей в
соответствии с ФГОС ДО,

ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций»
г. Санкт-Петербург

72

19

Ощепкова Н.А.

«Профессиональные
компетенции старшего
воспитателя по решению задач
ФГОС ДО»

ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций»
г. Санкт-Петербург

72

20

Комогорцева О.В.

«Развитие профессиональной
компетентности воспитателя
ДОО в соответствии с
профстандартом»

ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций»
г. Санкт-Петербург

72

21

Хлыстунова В.Е.

«Развитие профессиональной
компетентности воспитателя
ДОО в соответствии с
профстандартом»

ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций»
г. Санкт-Петербург

72

22

Давыдова А.А.

«Планирование, организация и
контроль качества

ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций»

72

18

образовательной деятельности
по ФГОС ДО»

г. Санкт-Петербург

23

Анциферова А.П.

Организация логопедической
работы в дошкольной
образовательной организации

ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций»
г. Санкт-Петербург

36

24

Золотарина Л.А.

«Профессиональная
деятельность музыкального
руководителя в дошкольном
образовательном учреждении»

АНО ДПО
"Межрегиональный
институт развития
образования"

288

19



Педагоги ДОУ награждены Грамотами различного уровня, за
активное участие в районных мероприятиях и многолетний труд в
сфере образования.
Название мероприятия

результат

Муниципальный уровень

-

«Педагогический дебют-2014»

Бочкарева Г.А.

Гран-при

«Воспитатель года-2019»

Анциферова А.П.

Гран-при

Участие педагогов в заочных профессиональных конкурсах

№ Ф.И.О.
педагога
1

Комогорцева
О.В.

Название конкурса

Название статьи, конкурсных
материалов

Международный Дошкольное образование как
первая ступень в системе
педагогический
непрерывного образования
конкурс
«Передовой опыт»
«Образцовый
Образовательная
детский сад - 2019» деятельность МАДОУ д/с
«Жемчужинка»

Результат
Диплом победителя
1 место

2

Педагоги
ДОУ

3

Эпова М.В.

«Образовательный
ресурс»

Комогорцева
О.В.

Год театра в
России: подводя
итоги

Игра –инсценировка русской
народной сказки «Теремок»

Хлыстунова
В.Е.

Дошкольное
образование.
Воспитательная
работа с
применением
ФГОС ДО

Онлайн-тестирование на
сайте

Диплом 1 степени

Комогорцева
О.В.

Дошкольное
образование.
Воспитательная
работа с
применением
ФГОС ДО

Онлайн-тестирование на
сайте

Диплом 1 степени

«Проектная деятельность»

Лауреат –
победитель
Номинация
«Проект, проектная
деятельность»
3 место

20

Участие педагогов в конференциях различного уровня

№ Ф.И.О.
педагога

Уровень

Форма
участи
я

VII районные
Свидетельств
педагогические чтения о участника
«Современное
образование:
педагогические идеи и
реализованные
замыслы»

районны
й

Очная

2. Золотарина Дошкольное
Л.А.
образование

VII районные
Свидетельств
педагогические чтения о участника
«Современное
образование:
педагогические идеи и
реализованные
замыслы»

Районны
й

Очная

3. Хлыстунов
а В.Е.

VII районные
Свидетельств
педагогические чтения о участника
«Современное
образование:
педагогические идеи и
реализованные
замыслы»

районны
й

Очная

VII районные
Грамота
педагогические чтения МКУ «Отдел
«Современное
образования»
образование:
педагогические идеи и
реализованные
замыслы»

районны
й

очная

1

Давыдова
А.А.

Предмет

Название семинара

Дошкольное
образование

Здоровьесбе
регающие
технологии

4. Эпова М.В. Мастеркласс

Результат

Публикации педагогов в сети Интернет на порталах образовательных ресурсов

№

ФИО
педагога

Название образовательного
ресурса

1

Эпова М.В.

Сайт Всероссийское
педагогическое общество
«Доверие» (www.vpo-doverie.ru)

Театральная
https://vpoпостановка «Маша doverie.ru/res
и медведь»
ult

2

Хлыстунова

Социальная сеть работников

Консультация для

Тема работы

ссылка

www.nsportal.

21

В.Е.

образования (www.nsportal.ru)

педагогов
ru
«Информационная
безопасность»


МАДОУ детский сад «Жемчужинка» обеспечивает
доступность качественного образования.
В детском саду реализуется принципы развивающего обучения и
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации
образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип с
ведущей игровой деятельностью. В группах созданы условия для
познавательной и творческой активности детей.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми:

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников
Вывод: Содержание образовательной работы соответствует требованиям
социального заказа (родителей, школы), федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования и обеспечивает
обогащенное развитие детей по всем пяти образовательным областям
(познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие) за счет
реализуемых в ДОУ программ.
Художественно-эстетическое развитие
Художественно – эстетическое развитие дошкольников осуществляется
через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка,
аппликация, ручной труд, музыкальное развитие.
По результатам следует сделать вывод:
Сильная сторона:
Проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми.
Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У
детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной
культуры.
Проблемное поле (слабая сторона):
Однако, интерес к театрализованной деятельности у детей сформирован
частично (результаты наблюдений за детьми в различные режимные моменты,
беседы), воспитатели групп очень редко привлекают родителей у участию в

22

совместных спектаклях, инсценировках, театрализации (исключение –
утренники).
Драматизация
по сказкам организовывается эпизодически. Дети
недостаточно используют виды театров в игровой деятельности. Поэтому
воспитателям всех возрастных групп необходимо:

Больше внимания уделять организации театрализованной
деятельности в совместной работе с детьми.

Для обеспечения единства в понимании роли музыки в жизни детей
систематизировать работу с родителями с учетом особенностей воспитания в
семье.
Изобразительная деятельность:
Педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и
фронтально, что создает условия для развития творческих способностей
каждого ребенка.
Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные
изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, кусочки ткани,
нитки. цветная бумага, фломастеры и т.д.
По результатам следует сделать вывод:
Сильная сторона:
Образовательная деятельность с детьми строится согласно возрастным
требованиям и требованиям программы.
Проблемное поле (слабая сторона):
Необходимо продолжать создавать условия (пополнять развивающую
среду) для развития художественного восприятия дошкольников: обновить
иллюстративный материал произведениями живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства и др.
Познавательное развитие:
Развитие детей по образовательной области «Познавательное развитие»
осуществляется через реализацию направлений «Познание», «ФЭМП»,
«сенсорика», «экология» в непрерывной образовательной деятельности, а
также через интеграцию всех пяти образовательных областей в совместной
деятельности педагога с детьми и организации самостоятельной
деятельности.
Сильная сторона:
В ДОУ созданы необходимые условия для разностороннего развития
воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
образовательных потребностей.
Проблемное поле (слабая сторона):
Необходимо созданные в ДОУ условия обновить, дополнить в
соответствие с ФГОС ДО.

23

Речевое развитие:
Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной
обстановке, тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи
взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу с детьми по развитию у них
связной речи. Беседуют по содержанию произведений, разучивают
стихотворения, загадки, скороговорки. Это совершенствует у детей
монологическую и диалогическую речь.
Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей
по вопросам речевого развития: проведение групповых родительских собраний
«Знаете ли вы своего ребенка?»; консультации «Кто такой гиперактивный
ребенок?», «Вечерние игры родителей с детьми» и др.; оформление папок
передвижек, где даются рекомендации по речевому развитию детей. Это
позволяет повысить активность и заинтересованность родителей в проведении
совместной работе.
Сильная сторона:
Создана положительная языковая сфера и условия обучения родному
языку: имеется дидактический материал (серии картин, речевые игры),
театральные уголки, книжные уголки с художественной литературой.
Проблемное поле (слабая сторона):
Педагоги
сталкиваются с проблемой отсутствия интонационной
выразительности в детской речи, низким уровнем звуковой культуры речи,
скудностью словарного запаса. Необходимо обновить имеющиеся материальнотехническое, методическое оснащение
в соответствии с ФГОС ДОдля
реализации задач развития речи ребёнка, лексики и грамматики, формирования
речевого творчества, детской инициативной речи и развития речевой культуры
в целом.
Социально-коммуникативное развитие:
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в
организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе (ФГОС ДО п.2.6.).
Созданные в группах и ДОУ целом условия способствуют
формированию у детей умения выражать чувства и эмоции, применять разные
способы эмоциональной разгрузки (музыку, созерцание прекрасного, природы
и др.) понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать
свое состояние.

24

Сильная сторона:
Детям обеспечен свободный выбор различных видов детской
деятельности. Отмечена динамика в процессе освоения личностно развивающих форм общения с детьми и индивидуально-ориентированных
технологий реализации образовательных программ.
Проблемное поле (слабая сторона):
Недостаточно реализуется элементарное правовое просвещение родителей,
сотрудников, детей, направленное на расширение правовой осведомленности.
 В МАДОУ детский сад «Жемчужинка» родителям предоставлена
возможность выбора бесплатных образовательных услуг.
Работа осуществляется в рамках кружковой работы. 2 раза в неделю, во
второй половине дня, по скользящему графику, вне основного времени работы
педагогов, для детей организованы кружки:
№

Формы работы

Направление
деятельности

Методическое Кол-во
обеспечение
обучающихся/
возраст
Рабочая
30/4-5
программа
педагога
Рабочая
28/3-4
программа
педагога

Руководители

1

Кружок «Умелые
ручки»

В области
искусства

2

Кружок «Умелые
пальчики»

В области
искусства

3

Кружок «Родной
край»

Туристкокраеведческое

Рабочая
программа
педагога

31/5-6

Воспитатель
Ощепкова
Н.А.

4

Кружок «Хочу все
знать»

Естественнонаучное

Рабочая
программа
педагога

30/4-5

Воспитатель
Скосырская
Е.С.

5

Кружок
«Театральная
студия»

СоциальноРабочая
педагогическое программа
педагога

29/3-4

Воспитатель
Скосырская
З.С.

Воспитатель
Еремеева Е.Г.
Воспитатель
Комогорцева
О.В.

В течение 2014-2019 гг. педагоги и воспитанники МАДОУ детский сад
«Жемчужинка» принимали активное участие в районных и областных
мероприятиях, конкурсах, занимая призовые места.
Много возможностей в этом плане дают тесные контакты ДОУ с
социальными партнерами, участниками реализации части формируемых
образовательных отношений основной образовательной программы.

25

 Взаимодействие МАДОУ детский сад «Жемчужинка» с
социальными институтами села Багдарин.

С кем взаимодействует ДОУ

Цель взаимодействия

Детская библиотека

Повышение доступности фонда библиотеки читателям
дошкольного возраста, совершенствование воспитательнообразовательного процесса
посредством создания библиотечных пунктов на базе
детского сада на основе фонда библиотеки.
Формирование у детей элементарных навыков пользования
библиотечным фондом, навыков бережного отношения к
книге, как источнику знания. Формирование культуры
чтения.
Содействие повышению информационной культуры
Развитие у детей имения выступления на сцене: вокальные
данные, хореоргафические данные и тд .

Районный Дом культуры
Багдаринская СОШ
Багдаринская ЭСОШ
Краеведческий музей
Храм Петра и Павла

ГБУЗ « Центральная районная
больница»
Детская спортивная школа

Создание атмосферы сотрудничества, направленной на
согласованность и перспективность всех компонентов
системы
(целей, задач, методов, средств, форм организации
воспитания и обучения) на каждой ступени образования для
обеспечения преемственности в развитии ребенка).
Расширение познавательного кругозора воспитанников.
Содействие духовно-нравственному воспитанию.
Расширение художественно-эстетического кругозора
воспитанников, знакомство с музейным фондом и историей
церкви; знакомство с видами и жанрами изобразительного
искусства
Медицинские осмотры детей и персонала
Проведение совместных спортивных праздников и
развлечений, соревнований

ДШИ

Проведение совместных музыкальных праздников и
развлечений, концертов

ЦДО

Проведение совместных музыкальных праздников и
развлечений, концертов, конкурсов

26


Создан и функционирует официальный сайт МАДОУ
детского сада «Жемчужинка».
Адрес сайта МАДОУ д/с «Жемчужинка» в сети Интернет: https://burzhemc.tvoysadik.ru
На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы, узнать о
проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку на другие
полезные сайты и полезную литературу. На родительской страничке могут
задать свой вопрос, обсудить проблему. Очень важно, что с информацией на
страницах сайта родители имеют возможность познакомиться в удобное для
них время и получить ответ в удобной для них форме.


Ежеквартально выпускается газета МАДОУ детский
сад «Жемчужинка » «Мир Детства».
На страницах газеты освещается разнообразный материал для родителей о
событиях прошедших в ДОУ ,а также советы специалистов. Публикуется
развивающая страничка для воспитанников детского сада.

27


Создана структура государственно – общественного управления
в соответствии с целями и содержанием работы учреждения.
Руководство деятельностью ДОУ осуществляется заведующим ДОУ,
который назначается на должность и освобождается от должности
Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство
детским садом и несёт ответственность за деятельность учреждения.
Формами самоуправления детским садом являются:
 Общее собрание ДОУ;
 Педагогический совет ДОУ;
 Родительский комитет ДОУ.

Учредитель

Руководитель ДОУ

Органы самоуправления

Педагогический
совет

Родительский
комитет

Административная группа

Методическая
служба

Медицинская
служба

Административнохозяйственное
обеспечение

Старший
воспитатель

Медицинская
сестра

Заместитель
заведующего по
АХР

Творческая
группа
педагогов

Учитель-логопед

Младший
обслуживающий
персонал

Воспитатели

Музыкальный
руководитель

28

В ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом
всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом
занимает место координатора стратегических направлений.
Контроль организуется в соответствии с Положением о контроле в ДОУ и
Положением о педагогической диагностике (мониторинге).
Контроль осуществляется по следующим направлениям:
 полнота реализации образовательной программы, качество образования;
 условия реализации образовательной программы;
 охрана жизни и здоровья, условия безопасности образовательного
процесса;
 профессиональная компетентность.
2.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной
среды, ресурсных возможностей.
Необходимость разработки данной Программы развития определяется
действием как внешних, так и внутренних факторов.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ,
ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и
воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые
требования. В первую очередь, главным результатом образования должно стать
его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены
в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в
ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и
помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие
приоритетные взаимосвязанные задачи:

обеспечение доступности дошкольного образования, равных
стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом
потребностей и возможностей социума;

достижение
нового
современного
качества
дошкольного
образования;

повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

развитие образования как открытой государственно-общественной
системы и повышения роли всех участников образовательного процесса дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения.

системы поддержки талантливых детей.
Таким образом, современная образовательная политика федерального и
регионального уровней дает понимание требований к условиям
жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты
конечного результата как компетенции выпускника ОУ.

29

Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный
заказ микросоциума.
Социальный заказ:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Требования к компетенциям
выпускника ДОУ
Готовность к выбору
Современное
системное
и
проектное
мышление
Коммуникативные компетенции
Толерантность
Развитие индивидуальности
Мобильность и готовность обучаться в
течение всей жизни
Правовая культура
Гражданская позиция
Ответственное отношение к здоровью
Эмоционально-комфортное состояние

•
•
•
•
•
•
•
•

Требования к «условиям в
образовательном учреждении»
Здоровьесбережение
всех
участников
образовательного процесса
Преемственность
Открытость ДОУ
Участие общественности в системе оценки
качества образования
Непрерывное повышение профессионального
уровня сотрудников
Инновационность
Система поддержки талантливых детей.
Программа дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья.

2.5. Результаты маркетинговых исследований образовательных
потребностей лиц, заинтересованных в образовании
С целью обеспечения целостности образовательного процесса в МАДОУ
детский сад «Жемчужинка» и семье педагогический коллектив активно
сотрудничает с семьями воспитанников, осуществляет изучение социального
заказа семьи к ДОУ, проводит регулярные мониторинговые исследования
мнения родителей воспитанников о качестве образовательного процесса.
В ДОУ в период с 15.10.2019 г. по 01.12.2019 г. были проведены НОКО
исследования образовательных потребностей родителей. Данные по
результатам проведенного анкетирования и опроса родителей показали, что
современный детский сад должен быть:
• современно оснащен и эстетически привлекателен • с комфортными психолого-педагогическими условиями • с высоким профессионализмом сотрудников • с индивидуальным подходом к ребенку • с качественной подготовкой к школе -

30

Анализ потенциала развития МАДОУ детского сада «Жемчужинка»:
Внутренняя среда
Сильные стороны
 накоплен
практический опыт
образовательной
деятельности в ДОУ;
 разнообразие деловых
и творческих связей с
различными организациями
и учреждениями станицы;
 благоприятный
психологический климат в
ДОУ;
 стимулирование труда
педагогов, внедряющих
инновационные проекты
дошкольного образования.

Внешняя среда
Возможности
Стратегия развития

Угрозы
II. Стратегия эксперимента

 сохранение и развитие
системы повышения
квалификации
педагогических работников
в соответствии с
требованиями ФГОС;
 повышение
конкурентоспособности и
результативности
деятельности ДОУ,
обусловленное улучшением
качества образовательного
процесса и ростом
профессионального
мастерства педагогов;
 поиск педагогических
идей по обновлению
содержания дошкольного
образования: внедрение
новых технологий, приемов
взаимодействия с
родителями;
 использование в работе
интерактивных методов
общения с родителями.

 низкий % педагогов
владеющих новыми
интерактивными методами
взаимодействия и общения с
родителями воспитанников
ДОУ;
 обеспечить
психологический комфорт
педагогам, создать атмосферу
педагогического оптимизма,
ориентацию на успех,
стремление создать все
условия для сохранения и
укрепления здоровья;
 дальнейшая оптимизация
программного и материальнотехнического обеспечения
работы ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО;
 активизация внедрения
развивающих технологий, в
первую очередь игровых;
 совершенствование
содержания и форм
взаимодействия детского сада
и семьи в образовательном
процессе.

31

Слабые стороны
 увеличение количества
воспитанников,
относящихся к
сложным категориям,
приводящее к
ухудшению
показателей
подготовки к школе;
 малоактивное участие
педагогов в
мероприятиях
областного и
федерального
уровней;
 несколько снижен
процент позитивного
отношения к работе в
целом;
 слабая включенность
родителей в
образовательный
процесс ДОУ.

III. Стратегия компенсации
 сформирован
стабильный коллектив
единомышленников,
способный решать все
стоящие перед
коллективом задачи;
 отработана система
оздоровительной и
профилактической
работы и
осуществляется
вариативный подход к
формам и содержанию
физического
воспитания детей.

IV. Стратегия защиты
 низкий социальный статус
профессии воспитателя в
обществе;
 эмоциональное выгорание
педагогов вследствие
продолжительных
профессиональных
стрессов;
 низкая
заинтересованность
родителей
воспитанников,
в контакте с
воспитателями;
 нестабильная
экономическая ситуация
в стране, сопряженная с
негативными
тенденциями в
функционировании
институтов семьи;
 проблематичность
финансирования
материально-технической
базы ДОУ

Проведенный анализ настоящего состояния деятельности МАДОУ
детского сада «Жемчужинка» позволил выявить ряд проблем:
- необходимость вести систематический медико - педагогический в
вопросах воспитания осознанного и ответственного отношения ребенка к
своему здоровью, формирования установки на здоровый образ жизни;
-несогласованность требований педагогов и родителей к обеспечению
полноценного развития ребенка, недостаточная грамотность родителей в
вопросах последовательного образования детей;
- необходимость создания условий для сохранения, приумножения
культурных и духовных ценностей народов России; становление открытой,
гибкой и доступной системы образования;

32

- необходимость укрепления и обновления материально-технической базы
ДОУ;
- потребность родителей подготовить детей к школе и отсутствие желания
участвовать самим в этой подготовке;
- необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его
качества, совершенствование педагогического мастерства и рост творческой
активности
педагогов к применению современных образовательных
технологий;
-потребность в повышении эффективности управления детским садом,
через включённость родителей в этот процесс, как условии повышения качества
образования дошкольников. Поэтому, можно сделать вывод, что реально
сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего
развития и повышения эффективности деятельности учреждения.
3. Концепция Программы развития МАДОУ детский сад
«Жемчужинка»
Цель Программы: повышение качества образования в ДОУ через
создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего
право каждого ребенка на качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного
физического и психического развития детей, как основы их успешного
обучения в школе.
Задачи:
 Совершенствование предметно-пространственной среды МАДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
 Совершенствование
содержания
и
технологий
образования
дошкольников, в том числе информационно-коммуникационных.
 Повышение профессиональной компетентности педагогов.
 Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития
ребёнка в разных видах деятельности.
 Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
 Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в
образовательном процессе.
 Развитие системы управления ДОУ на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
Программа осуществляет три основные функции:
-очерчивает стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;
-ориентирует всю деятельность на конечный результат.

33

Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках программы
Развития на 2020-2025 гг.:
 Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и
взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального
результата – развития личности ребенка.
 Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего
развития» и предполагает использование новейших технологий и методик.
 Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет
субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов
и способностей детей и взрослых.
 Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности
человека, его становление и развитие.
 Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь
образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой
форме.
 Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и
методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого
ребенка.
 Принцип активности– предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого.
3.1. Приоритетные направления развития МАДОУ детский сад
«Жемчужинка»
Концептуальной идеей Программы развития является установка, что
каждый ребенок– успешный дошкольник. Успешность выпускника
дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и
выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка
принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей
сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни,
начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.
При разработке стратегии развития МАДОУ детский сад «Жемчужинка»
была определена перспектива деятельности коллектива:

приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса
для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление построить
образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и
возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к
ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание
оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими
условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ,
использование современных образовательных технологий, обеспечивающих
личностное развитие в образовательном процессе, позитивная социальнопсихологическая атмосфера воспитательной работы;

34


качество дошкольного образования. Эта ценность определяется
предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального
образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов
работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией
достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного
обучения в начальной школе.
- преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью
обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции
дошкольного образования в образовательное пространство города.

компетентность (профессионально-педагогическая) – это системное
понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере
профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под
профессионально-педагогической компетентностью понимается системное
явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических
знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно
осуществлять педагогическую деятельность
3.2. План действий
Изменение в содержании образования с использованием личностноориентированных технологий планируется провести поэтапно, в течение пяти
лет с момента выработки концепции развития МАДОУ.
Программа развития реализуется через проекты, направленные на
оптимизацию всех сторон образовательного процесса, включая управление
детским садом, а значит, находятся во взаимосвязи со стратегическими
задачами Программы развития детского сада.
Каждое направление работы «Университета дошкольных наук»
(программы развития) представлено в виде проекта:
1-ый этап – подготовительный (2020-2021 учебный год)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для
успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание
интегрированной модели развивающего образовательного пространства.

35

Проект «Лаборатория пространства»
Цель: Совершенствование предметно-образовательной среды, через
оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным
оборудованием, с учетом планируемых изменений в образовательном процессе
и в соответствии с ФГОС ДО.
Планируемые направления деятельности:
1.
Проведение качественного анализа материально-технической базы
предметно- пространственной среды;
2.
Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для
определения уровня психологической комфортности в них;
3.
Создание условий для организации образовательного процесса с
учётом многообразия индивидуальных и возрастных детских возможностей и
способностей (дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми
потребностями в обучении и воспитании);
4.
Реализация модели развивающей среды и интегрированного
игрового пространства, согласно ФГОС ДО;
5.
Проведение планового тематического контроля по созданию
предметно- пространственной среды в каждой возрастной группе, в
соответствии с ФГОС ДО.

36

Модель будущего дошкольного образовательного учреждения
(как желаемый результат)
1. Наличие современной развивающей
предметно-пространственной
образовательной среды:
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического
здоровья воспитанников;
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность,
открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных
представителей), всего общества;
- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим
работникам.
2.
Предметно-пространственная
среда
трансформируема,
полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна.
3. Предметно-пространственная среда оснащена необходимыми
дидактическими, развивающими и настольно-печатными играми.
2-ой этап – практический (2021-2024 учебный год)
- апробирование модели, обновление содержания организационных форм,
педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- коррекция мероприятий.
Проект «Аакадемия здоровья «Здоровый малыш» строит свою
деятельность в соответствии с требованиями Сан ПиН и на основе учёта
критериев и показателей здоровья и физического развития воспитанников.
Планирование работы академии включает в себя последовательные шаги,
начиная от адаптационного периода с переходом на здоровьесберегающие
технологии и до выпуска здорового владеющего основами валеологической
грамотности ребёнка-школьника.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень
сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение
коэффициента здоровья детей (здоровый ребенок);
Планируемые направления деятельности:
1.
Проведение исследований семей воспитанников для выявления:
уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ по вопросам охраны и
укрепления здоровья детей:
2.
Организация совместных мероприятий для воспитанников и их
родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы)
3.
Организация системы ежемесячной работы по проведению
консультирования родителей всеми специалистами ДОУ, в соответствии в
выявленными проблемами.

37

4.
Организация индивидуальных консультаций для родителей и
воспитанников всеми специалистами ДОУ.
5.
Проведение наглядной агитации (оформление тематических
стендов, раздача информационного материала).
6.
Приобщение родителей к общедоступной информации для
ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт ДОУ.
7.
Постановка конкретных задач на следующий учебный год.
Проект «МИР радости» основан на цикле мини-проектов: творческих,
исследовательских, игровых, экологических, информационно-практических и
др.
Так
как
сформированность
начальных представлений
к
учебной деятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и
результатом качества образовательных услуг, то в результаты реализации
данного проекта связанных с развитием ребенка по следующим направлениям:
- Физическое.
- Познавательное.
- Речевое .
- Художественно- эстетическое.
- Социально-коммуникативное.
Цель: Совершенствование образовательного процесса в МАДОУ детский
сад «Жемчужинка» путем включения в него проектных и игровых технологий,
интегрированных форм организации непрерывной
образовательной
деятельности, методов и приемов, способствующих реализации личностноориентированного и системно-деятельностного подходов.
Планируемые направления деятельности:
1.
Создание условий для успешного освоения образовательной
программы МАДОУ детского сада «Жемчужинка»;
2.
Становление открытой, гибкой и доступной системы образования,
на основе духовных ценностей народов России, патриотических ценностей и
культурно - исторических традиций;
3.
Создание
индивидуальных
маршрутов
развития
детей,
предполагающее полное взаимодействие педагогов и специалистов, а также
работу с родителями по самореализации личности их детей;
4.
Мониторинг сформированности у детей начальных представлений к
учебной деятельности и уровня мотивации к успешности обучения в школе и
дальнейшей жизни.
Результаты реализации содержания проекта служат основанием
преемственности дошкольного и начального общего образования и
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

38

Модель выпускника дошкольного учреждения
(как желаемый результат)
Успешность дошкольника - выпускника ДОУ предполагает готовность
ребенка, которая определяется сформированностью новой внутренней позиции
ребенка, связанной с учением, как новой социально значимой деятельностью,
школой, как новым образом жизни, открывающей новые перспективы развития.
У дошкольника ориентированного на успех должны быть сформированы:
 начальные представления об учебной деятельности;
 предпосылки к учебной деятельности;
 мотивация к обучению и успешности.
Для
начальных
ключевых
компетентностей
характерна
многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные
проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные ключевые
компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта
ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество).
К начальным ключевым компетентностям относятся:
– здоровьесберегающая;
– деятельностная;
– информационная;
– социально-коммуникативная.
Предпосылки учебной деятельности обеспечивают специальную
готовность ребенка к переходу к школьному образованию. Они универсальны,
переносимы и применимы в различных ситуациях и различных учебных
предметах. Универсальные учебные действия включают: познавательные
и регулятивные.
Из мотивов успешности дошкольника можно выделить следующие:
- учебно-познавательные;
- социальные;
- игровые.
Таким образом, модель выпускника ДОУ представляет собой успешного
дошкольника и имеет следующие аспекты успешности:
 ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
 ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;

39

 ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
 ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки
грамотности;
 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
 ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком
с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Одним словом - это здоровый, умный, деятельный, социально активный,
добрый и творческий ребенок, владеющий системой начальных ключевых
компетентностей, универсальных учебных умений и мотивированный на успех
учебы в школе и дальнейшей жизни.

40

Проект
«Профессиональный
рост
педагога»
отличается
от
традиционных методических мероприятий и использует более практические
методы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов. А
именно:
обучение
технологии
создания
буклета,
фоторепортажа,
информационного стенда, мультимедийной презентации, навыку грамотного
пользования интернет – сети, обучающие тренинги по повышению личностных
и профессиональных компетенций, мастер-классы для коллег и родителей.
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности и
общекультурного уровня педагогических работников в целях реализации
планируемых изменений.
Планируемые направления деятельности:
1. Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени
удовлетворенности педагогической деятельности через самоанализ педагогов.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы
повышения квалификации, посещение методических объединений, семинаров,
творческих групп, конференций района и республики.
3. Прохождение аттестации педагогических работников.
4. Участие с докладами на семинарах, педагогических чтениях, районных
мероприятиях.
5. Участие самостоятельно и с воспитанниками в соревнованиях, смотрахконкурсах разного уровня.
6. Приобщение педагогов к методической работе детского сада:
выступление на педагогических советах, работе творческих и рабочих групп по
составлению рабочих и образовательных программ, консультаций, общих
родительских собраниях.
7. Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному
обучению с использованием интернет-ресурсов.
8. Сетевое взаимодействие педагогов с целью усиления
ресурса
учреждения за счет ресурсов других учреждений и продвижения продуктов
инновационной деятельности на рынок образовательных услуг.
9. Создание публикаций, в виде материалов методического и научного
характера (предполагается обмен передовым опытом с социальными
партнёрами).
10. Предоставление ежегодного отчета по повышению творческого
потенциала каждого педагога.

41

Модель педагога детского сада (как желаемый результат)
1.
Педагог - активный участник образовательных отношений,
умеющий выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их психологопедагогического просвещения.
2. ИКТ - компетентный педагог, владеющий необходимыми и
достаточными знаниями, умениями и навыками:
- для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста;
- для пользования технологиями дистанционного обучения при повышении
своей квалификации;
- для участия в профессиональных интернет сообществах, с целью
обеспечения
возможности
внутрирайонного,
межрегионального
и
международного информационного обмена научной и педагогической
информации;
- для повышения уровня образования (высшее, второе высшее).

42

Проект «Институт семьи»
Цель: Совершенствование системы взаимодействия с родителями,
обеспечивающей повышение уровня грамотности родителей в вопросах
последовательного развития и воспитания детей, а также согласование
требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей.
Планируемые направления деятельности:
1. Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в
воспитании своих детей и проблемы по организации работы детского сада (в
начале учебного года и в конце).
2. Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня
удовлетворенности родителей работой ДОУ, основных ценностей семей, их
образовательного уровня, социального и материального положения.
3. Выявление трудностей и проблем для организации педагогической
работы с родителями.
4. Организация совместных мероприятий для воспитанников и их
родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы).
5. Организация системы ежемесячной работы по проведению
консультирования родителей всеми специалистами ДОУ, в соответствии в
выявленными проблемами.
6. Организация индивидуальных консультаций для родителей и
воспитанников всеми специалистами ДОУ.
7. Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов,
раздача информационного материала).
8. Приобщение родителей к общедоступной информации для
ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт ДОУ.
9. Постановка конкретных задач на следующий учебный год.

43

Модель родителя воспитанника детского сада
(как желаемый результат)
 Родители (законные представители) - активные полноценные участники
образовательных отношений;
 Родители (законные представители) - креативные участники диалога по
созданию единого пространства развития ребенка.
 Родители (законные представители) - культурные, педагогически
грамотные партнёры.
 Родители (законные представители) - инициативные участники
конструктивного взаимодействия между семьей и ДОУ.
 Родители (законные представители) - надёжная поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности;
 Родители (законные представители) - ответственные и компетентные
помощники в вопросе государственно - общественного управления и контроля
за образовательным процессом ДОУ.
3-ий этап – итоговый (2024-2025 учебный год)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе
развития
Проект «Калейдоскоп успеха»
Цель: Изучение, обобщение и представление передового педагогического
опыта педагогов и ДОУ в целом.
Планируемые направления деятельности:
1. Изучение профессионального мастерства:
 самоанализ педагогов;
 анкетирование педагогов;
 обогащение опыта педагогов для выявления уровня педагогического
мастерства;
 формирования заявок на курсы повышения квалификации, уровня
образования.
2. Включение педагогического состава в участие творческих групп,
методических объединений, обучающих семинаров района, направленных на
практическое
внедрение
современных
образовательных
технологий,
интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной
деятельности.

44

3. Создание системы методического сопровождения обучения и
повышения педагогического мастерства.
4. Создание творческой группы внутри детского сада по разработке плана
внедрения современных технологий путем передачи практического передового
опыта.
5. Совершенствование комплексно-методического планирования путем
включения интегрированных форм осуществления обучающих мероприятий
посредством проектных и игровых технологий.
6. Организация взаимных посещений педагогами непосредственной
образовательной деятельности в возрастных группах.
7. Осуществление контроля качества выполнения планируемых
направлений деятельности.
8. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых
изменений.

45

Желаемые результаты успешности: (Ожидаемые конечные
результаты, важнейшие целевые показатели программы)
1.
Стабильный педагогический коллектив, который:
- поддерживает общую идею системного обновления образовательного
процесса;
- стремится к достижению запланированных детским садом результатов;
- обеспечивает выход детского сада на уровень современных требований и
повышение его конкурентоспособности как дошкольного образовательного
учреждения.
2.
Рост количества педагогов, представляющих свой опыт на мастер –
классах, открытых мероприятиях, на семинарах, конференциях, конкурсах
разного уровня, публикациях в СМИ;
3.
Рост числа педагогов, разработавших авторские программы,
методические пособия;
4.
Увеличение числа воспитанников, участвующих в конкурсах,
соревнованиях.
5.
Рост удовлетворенности педагогов, воспитанников и их родителей
организацией образовательного процесса в детском саду.
6.
Создание творческой группы, которая реализует основные
направления данной программы, способствует
обмену передовым
педагогическим опытом и его распространению.
7.
Включение педагогического состава в участие творческих групп,
методических объединений, обучающих семинаров района, направленных на
практическое
внедрение
современных
образовательных
технологий,
интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной
деятельности.
8.
Совершенствование образовательного процесса, посредством
проектных и игровых технологий.
9.
Совершенствование
функционирования
общественногосударственных органов управления.
10.
Осуществление контроля качества выполнения планируемых
направлений деятельности.
11.
Создание системы оценки качества результатов деятельности.
12.
Обобщение полученных результатов и внесение необходимых
изменений.
13.
Повышение имиджа детского сада через достижения педагогов и
воспитанников.
14.
Ориентация детей и педагогов на успех.

46

4. Финансирование Программы развития
Финансирование осуществляется в пределах текущего финансирования.
5. Система организации контроля за выполнением Программы
развития
1.
Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет
администрация МАДОУ.
2.
Творческая группа разрабатывает ежегодные планы мероприятий с
указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их
на Педагогическом совете.
3.
Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов)
на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и
семинарах разного уровня и др.
4.
Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного
образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте ДОУ.
5.
Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях,
публичные отчеты руководителя дошкольного образовательного учреждения
публикуются на сайте ДОУ.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации
программы
развития,
которая
призвана
обеспечить
гарантированный, экономичный и своевременный переход ДОУ в новое
качественное состояние.

47

Литература:
1. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в
соответствии с ФГОС ДО. 2014г.
2. Маркова Л.С. Программа дошкольного образовательного учреждения:
Практическое пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
3. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация, ТЦ
Сфера, 2004. – 128 с.
4. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование,
перспективы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128ч – (Приложение к журналу
«Управление ДОУ»).
5. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении:
Методические пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
6. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические
рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
7. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программнометодическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников И.А. Урмина,
Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. -320 с.
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Президент Российской Федерации Д. Медведев, 04.02.2010 г. – Пр-271
9. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры
управления и экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по
подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.
10. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития
школы, - Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М.,
- 1993.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».