ДОП Финансист-дошкольник 2023-2024гг

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...3
1.2. Основные цели и задачи …………………………………………………….7
1.3. Основные принципы ………………………………………………………...8
1.4. Предполагаемые результаты реализации Программы ………………….....8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Интеграция образовательных областей ………………………...………....11
2.2. Система оценки результатов освоения Программы …………….…….…11
2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы...14
2.4. Содержание Программы ………….………………………………………..15
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия реализации Программы …………....19
3.2. Психолого-педагогические и методические требования к реализации
Программы……………………………………………………………………….19
3.3. Организация кружковой деятельности ……………………………....……20
3.4. Методическое обеспечение ………………………………….…………….21
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….23

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Введение
Программа «Финансист-дошкольник» для детей подготовительной
группы (6-7 лет) разработана в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования МАДОУ детский сад «Жемчужинка». Содержание
Программы
соответствует
Федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками
образовательного процесса МАДОУ детский сад «Жемчужинка». Цель
программы помочь детям шести–семи лет войти в социальноэкономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой
грамотности у детей данного возраста.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области
«Познавательное развитие». Программа отражает основные положения
Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение
финансовой грамотности как результата процесса финансового образования,
который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности,
знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия
успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения
финансового благосостояния.
Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной
образовательной программы дошкольного образования «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом
Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации
основной образовательной программы дошкольного образования в части
экономического воспитания дошкольников, Москва 2019г.
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Актуальность. Необходимость принятия в повседневной жизни тех
или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при
использовании современных финансовых инструментов, обуславливают
важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области
финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует
понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств,
которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям
привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать
3

систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать
грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену
деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического
воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных
финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во
взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее
подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового
поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в
образовательную деятельность дошкольников 6-7 лет речь не идет и не
может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального
обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым
продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических
особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли,
которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово
грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности
решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются
воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального
поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной
оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также
формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире,
которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком,
принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не
предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более
постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные
бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования
является развитие личности. Формирование финансовой грамотности
приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое
мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В
дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой
грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей
жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания
необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Для
реализации
программы
«Финансист-дошкольник»
в
подготовительной группе создается зона «экономического игрового
пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и
другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка
4

художественной литературы: рассказов экономического содержания,
фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи –
шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются контейнеры или
ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин»,
«Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне
экономического игрового пространства размещаются дидактические игры,
наглядные пособия (альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы).
В процессе организации образовательной деятельности по изучению
основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как
традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии,
наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность,
ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные
постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют
развивать разные виды деятельности дошкольников.
Возрастные особенности воспитанников группы.
Подготовительная группа (6 – 7 лет):
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся
более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом
дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так,
ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как
покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя
автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору
ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может
по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую
ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным
участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос,
военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка,
5

комната и т. д. Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках,
глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена
различными деталями. При правильном педагогическом подходе у
дошкольников формируются художественно-творческие способности в
изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени
осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно
владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек;
не только анализируют основные конструктивные особенности различных
деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им
объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и
пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной
ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой
будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее
выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте
дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный
вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их
пространственных представлений. Усложняется конструирование из
природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции
по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает
развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление,
однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко
проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на
котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как
правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при
наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с
точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто
приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте
в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными
влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
6

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В
подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К
концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.2. Основные цели и задачи
Цель программы – помочь детям шести–семи лет войти в социальноэкономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой
грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и
личностные качества:
 понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как
результат
труда людей);
 уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
 осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и
«стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту
человеческого творения;
 признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость,
рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем —
щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие
(примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.
п.);
 рационально оценивать способы и средства выполнения желаний,
корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию
и временную перспективу реализации;
 применять полученные умения и навыки в реальных жизненных
ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной
меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и
индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их
интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей
7

действительности,
тесная
взаимосвязь
нравственно-трудового
и
экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности
дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания),
что соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования. Содержание Программы способствует
социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
1.3. Основные принципы
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных
и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных
качеств.











Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
гармоничного восприятия экономической культуры;
экономической направленности в воспитании;
целенаправленной ориентированности на ценностные отношения;
целостности;
единство воспитания, обучения и развития;
системность и последовательность;
сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
наглядность;
доступность;
активность.
1.4. Предполагаемые результаты реализации Программы
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает
подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные
каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по
большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей
семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве,
так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и
товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для
экономического образования на ступени дошкольного детства на первом
месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность
и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же
перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего
много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою
страну.
В результате освоения программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и
взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой
Программой);
8

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин,
ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего
зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности
(например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы
воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в
природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу,
пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для
игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь
вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают
родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко
всем живым существам, бережно
относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания
помощи другим людям.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
применять в игровой деятельности основные экономические понятия и
категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных
мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
 осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
 иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и
качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс
детям в расчете на их будущий труд;
 понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;


9

осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут
остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы
для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
 понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
 иметь
представления
об
элементарных правилах финансовой
безопасности;
 осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье
близких людей – за деньги не купишь;
 следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.


10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Интеграция образовательных областей
Программа кружка реализуется на основе материалов передового
педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию
целостного педагогического процесса по формированию экономической
грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и
адаптация материалов Программы под возрастные и индивидуальные
особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых
принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и
дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа
составлена
с
учетом
реализации
интеграции
образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетноролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и
промышленных товаров, ателье и др.
2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами,
обозначающие экономическое явление, применение их на практике;
Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость,
практичность и др.) через использование художественной литературы
3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать
математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие
сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники
(заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием
«экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики;
Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные,
сельскохозяйственные, бытовые и др.
2.2. Система оценки результатов освоения Программы
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в
начале октября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной
задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком
программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах
мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в
рамках программы кружка. Диагностика элементарных финансово –
11

экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих
процесса экономического образования детей.
В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др.
выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у
старших дошкольников.
Высокий: Для детей, находящихся на этом уровне, характерно
выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование
целостной системы представлений. Их знания характеризуются
обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее
существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на
этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают
причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по
признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные
экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Средний: Ребенок имеет правильные, но недостаточно полные
представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической
жизни.
Воспроизведение
их,
тем
не
менее,
характеризуются
последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных
связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к
обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить
классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово
– экономические представления в игре и труде.
Низкий: Ребенок имеет неполные, ошибочные представления в области
экономики и финансов. Затрудняется в характеристике понятия, явления, в
распознании его по содержанию, не может установить причинно –
следственные связи, после обозначения понятия, явлении или объекта,
частично выделяет его признаки, не обобщает отдельные свойства явления в
одно целое понятие, затрудняется в классификации по признаку. Не
использует финансово – экономические знания в игровой и трудовой
деятельности.
Диагностика для определения уровня финансово – экономических
знаний
старших дошкольников
Задание 1 «Выбери верное предложение».
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и
карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги,
игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два
предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и
объясни, почему ты его выбрал».
1.
Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы
игрушки.
12

2.
Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для
продажи товара.
3.
Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны
трудиться.
4.
Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно
получают бабушки и дедушки.
5.
Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы
и расходы.
6.
Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее
товар, тем ниже его цена.
1 балл – правильно один или два ответа
2 балла – правильно 4 ответа
3 балла – правильно больше 5 ответов
Задание 2 «Найди лишнее».
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);
- банкноты достоинством 100 рублей, 5 долларов, 10 евро, 50 –
копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории
«товар», «производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу
(категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет
(действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные
три?»
1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;
3 балла – все карточки отобраны правильно.
Задание 3 «Продолжи предложение».
Материал: предложения
экономического
содержания
и
соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я
начну предложение, а ты закончи».
1.
Любой труд приносит…(пользу)
2.
Моя мама получает за свой труд….., бабушка получает…., а брат
(сестра) учится в институте и получает….(зарплату, пенсию, стипендию).
3.
Доходы семьи можно увеличить, если….(вести дополнительное
хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
13

4.
Воспитатель,
повар,
швея,
рекламодатель,
банкир
это (профессии).
5.
Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).
6.
Место хранения и накопления денег называется… (банк).
7.
Чтобы люди узнали о товаре, нужна… (реклама).
1 балл – правильно два ответа;
2 балла – правильно четыре-пять ответов;
3 балла – правильно больше пяти ответов.

–

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации
Программы
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию
положен деятельностный подход, который предусматривает формирование
экономических знаний через различные виды деятельности: игровую,
познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В
зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид
деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена,
стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек»,
«Ярмарка»),
― дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
― речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети
успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной
деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где?
Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой
соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить
и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети
усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно
проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по
территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями
сотрудников), экскурсии в банк, магазины, которые позволяют детям
познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных
профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому
воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения,
который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с
экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно
«добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять
инициативу, анализировать и делать выводы.
14

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать
постепенно, от простого к сложному:
1 Уровень - предполагает ведущую роль педагога.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью
педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже
данному образцу.
2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами
воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению
«приходят» вместе с воспитателем.
3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя
приходят к правильному решению задачи.
4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти
самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные
решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по
экономическому воспитанию создает условия для познавательной
активности дошкольников, стимулирует
детскую инициативу и
самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического,
содержания ребенок приобщается к экономической действительности,
учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную
и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий
потенциал.
Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует
следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно
найти способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны
медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации,
сопоставлению фактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или
противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
2.4. Содержание Программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между
собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена
15

(стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и
возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Трудпродукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и
привычки в быту»; в каждом блоке раскрываются педагогические задачи,
содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по
созданию игровой и предметной среды.
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть
реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый
материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего
дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется
методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает
разработки специальных методических указаний и наглядных пособий,
соответствующих содержанию каждого блока программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее
преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой
азбукой проходит в игровой форме. Кружок в детском саду по экономике
проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
1.
Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2.
Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
3.
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные
ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4.
Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,
Монополит, Лунапарк).
5.
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери
витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по
продвижению продукта).
6.
Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы.
Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок
экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные
приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И.
«Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и
верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М.,
Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
16

Перечень базовых финансово-экономических понятий
Понятие
Описание
№

1

1Труд,
работа,
профессия, продукт
труда, товар, услуга

2

2Деньги,
монета,
купюра,
доход,
заработок,
заработная плата

3

4
5

6

7

6-7 лет
Понимание ребенком, что любой труд – это
хорошо, сидеть без дела – плохо. На
протяжении
всей
жизни
необходимо
трудиться.
Результатом
трудовой
деятельности может быть как достижение
поставленной цели (например, овладеть
мастерством катания на коньках, лыжах,
смастерить хороший подарок близкому
человеку, починить сломанную вещь и др.),
так и товар или услуга.
Понимание ребенком, что труд приносит
доход. Заработать деньги можно трудом.
Деньги – мера оценки труда (вознаграждение
за проделанную работу), универсальное
средство обмена (инструмент обмена товаров
и услуг). Виды денег (бумажные и
металлические).
Ребенок должен узнать разницу между
ведением личного и семейного бюджетов.
Понимать важность ведения домашнего
хозяйства.
Ребенок должен понимать, зачем надо копить
и сберегать, как можно копить.
Необходимо разобрать цепочку «продажатовар- цена – покупка»

3Личный
бюджет,
карманные
деньги,
семейный
бюджет,
домашнее хозяйство
4Сбережения,
копилка, кошелек
5Покупка,
цена,
продажа,
обмен,
расходы, покупатель,
продавец, выгодно,
невыгодно, дорого,
дешево
6
Долг, должник,
Ребенок должен осознать, что, если взял
займ
что-то в долг на время, обязан вовремя
вернуть
(возвратить).
Воспитываем
ответственность: если не уверен, что это
получится, лучше не обещать и не занимать.
Долг – это серьезное обязательство.
7
План, экономия
Ребенок должен понять, что деньги
зарабатываются трудом и поэтому тратить их
необходимо только с пользой, относиться к
ним бережливо.

17

9

10

11

12

8Потребность,
Ребенок должен различать разницу между
капризы,
желание, желаниями и потребностями, учиться задавать
возможность
себе вопрос и оценивать: действительно ли
ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр.,
есть ли возможность это купить.
9Торговые
Ребенок должен изучить, где покупают и
предприятия:
продают разные товары и оказывают услуги.
магазины,
киоски,
ларьки,
базары,
рынки, ярмарки
Подарок, реклама
Ребенок должен узнать, что такое реклама,
какое влияние она может оказать на него.
1Богатство, бедность, Ребенок узнает, что не все продается и
жадность, щедрость
покупается, главные ценности (жизнь, мир,
друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги
не купишь.

18

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия реализации Программы
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь
обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
 осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так
и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных
потребностей;
 организовывать
участие родителей воспитанников (законных
представителей),
педагогических
работников
и
представителей
общественности в разработке основной образовательной программы, в
создании условий для ее реализации, а также мотивирующей
образовательной
среды,
уклада
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность;
 использовать
в
образовательном
процессе
современные
образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные
технологии и культурные практики социализации детей);
 обновлять
содержание основной образовательной Программы,
методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития
системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных
представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития
воспитанников и специфики информационной социализации детей;
 обеспечивать
эффективное использование профессионального и
творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников
организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение
их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой
компетентности и мастерства мотивирования детей;
 обеспечивать эффективное управление с использованием технологий
управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий
разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий,
современных механизмов финансирования.
Программой предусмотрено также использование организацией
обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов,
подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и
мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и
воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования,
услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2. Психолого-педагогические и методические требования к реализации
программы
1. Преобладает игровой метод обучения.
2. Использование специализированной литературы в обучении.
19

3.Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов
образовательной деятельности.
4. Создание ситуации успеха.
5. Организация различных видов стимулирования.
3.3. Организация кружковой деятельности
Сроки реализации программы: 1 год.
Категория: старший дошкольный возраст 6 - 7 лет
Режим занятий – 4 раза в месяц
Время проведения: вторая половина дня
Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
Количество занятий - 32
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием
мультимедийного оборудования. Длительность занятия 30 минут.

20

3.4. Методическое обеспечение
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная
программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс,
2019
2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие
сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование
финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические
рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для
организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для
организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник миниспектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТАПРЕСС, 2019. –25 с.
7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные
задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы
родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная
литература для организации занятий по финансовой грамотности в
дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Умение экономить.
https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Семейный
бюджет.
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Карманные деньги.
https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
21

Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=MvoUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка
для малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки»,
«Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский
стоматолог»
Интернет – ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности
«Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения
финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

22

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Учебный план
Примерный тематический план обучения :
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Тематическое планирование подготовительная группа
Тема 1. «Труд – основа жизни»
№
п/п
1

Тема

Содержание образовательного
Педагогические
мероприятия
технологии
Труд –
Трудиться означает что-то
Беседа, играоснова
делать, созидать для себя, на
соревнование папкажизни
благо своей семьи, близких
передвижка «Наша
людей, друзей, домашних
семья трудится»,
питомцев и пр.
тематический стенд о
Любой труд – это хорошо,
труде
сидеть без дела – это плохо.
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

2

Как
придумали
деньги

3

Какие
бывают
деньги

Деньги – мера оценки труда
(вознаграждение за
проделанную работу),
универсальное средство
обмена (инструмент обмена
товаров и услуг).
Виды денег (монеты,
банкноты).

Беседа, чтение,
разгадываем загадки,
рассказ

Социо-игровая
технология
(работа в малых
группах). Беседа,
исследование,
чтение, игра
«Нарисуем деньги
для нашей группы»
23

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»
4

Потребности
и желания

Домашнее хозяйство, главные
потребности человека,
желания и капризы.

5

Стоимость и
цена товара

6

Реклама
вокруг нас:
хорошо или
плохо?

Разбираем цепочку товарстоимость-цена. Определяем
стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные
материалы, наше время и наш
труд) и формируем цену.
Формируем правильное
отношение к рекламе,
используя наблюдения,
рассказы детей, организуя
продуктивную деятельность

7

8

9

Исследование: что
необходимо человеку
для жизни, игра
«Выбираем самое
важное»
Игра «Сколько это
стоит?», беседа «Как
складывается
стоимость товара»,
обсуждение

Сюжетно ролевая
игра
(работа в
подгруппах).
Рекламируем
собственные
поделки.
Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Тратим
Деньги зарабатываются
Беседа, чтение, игра
разумно,
трудом, и поэтому тратить их
«Деньги получил –
экономим
необходимо только с пользой,
ерунды накупил»,
относиться к ним бережливо.
викторина
Бережливый человек всегда
«Разумные траты
богаче.
сказочных героев»,
Воспитываем бережное
игра «Открываем
отношение к труду и деньгам.
бутербродную»
МиниВ процессе постановки дети
Интерактивный
спектакль
уясняют, что тратить можно
мини-спектакль
«Лисенок
мудро, с пользой для себя, а
Рыжик»
можно тратить понапрасну,
без толку, бессмысленно.
Навык бережливости,
грамотного расходования
вырабатывается с детства.
Копим и
Уясняем: зачем надо копить и
Социо-игровая
сберегаем
сберегать, как можно копить,
технология
копить непросто, но полезно,
(работа в малых
ответственно и важно.
группах).
Ситуационные
задачки, папка24

10

Сюжетноролевая игра
«Банк»

11

Творческое
занятие
«Наша
мастерская»

12

Экскурсия в
магазин
«Продукты»

13

14

Закрепляем понятия
«откладывать», «копить»,
«сберегать». Обыкновенная
копилка поможет понять, как
важно прилагать усилия к
тому, чтобы обрести
желаемую вещь, научит
экономить и даст возможность
распоряжаться личными
деньгами
Развиваем у детей потребность
радовать близких добрыми
делами, экономить, беречь
свои вещи.

Учимся сопоставлять цену
товара с имеющимися
наличными деньгами,
производить операции куплипродажи. Этому предшествует
беседа с детьми о правилах
поведения в общественных
местах.
Экскурсия в
Учимся сопоставлять цену
магазин
товара с имеющимися
«Игрушки»
наличными деньгами,
производить операции куплипродажи. Этому предшествует
беседа с детьми о правилах
поведения в общественных
местах.
Досуг
Закрепление материала.
«Сберегаем и
Бережливость, экономия,
экономим»
разумное отношение к
расходам (поделиться своими

передвижка «Мы
копим», обсуждения,
игра «Копим и
сберегаем»
Сюжетно – ролевая
игра

Социо-игровая
технология
(работа в малых
группах). Дети
занимаются
посильным ремонтом
игрушек, в том числе
принесенных из
дома.
Игра «Покупаем
продукты к
празднику»

Игра «Покупаем
подарки на день
рождения»

Итоговое
мероприятие по теме

25

сбережениями, порой
абсолютно бескорыстно).

15

16

17

18

19

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»
Занимаем и
Знакомимся с понятиями
Беседа,
одалживаем
«одалживать», «занимать».
ситуационные
Занять – взять что-то взаймы задачки, игра «Занять
на время, одолжить – дать что- и одолжить», папкато взаймы на время.
передвижка
«Занимаем и
одалживаем».
Долги
Знакомимся с рассказом
Чтение, обсуждение,
Валентины Осеевой «Долг» и
читаем рассказ
русской поговоркой «долги к
«Долг», обсуждаем
земле придавили». Выясняем,
рассказ и русскую
что долг может быть не только
поговорку
денежным, невыполненные
обещания – это тоже долг.
Досуг «Долг
Закрепление материала.
Итоговое
и
Воспитываем ответственность: мероприятие по теме
ответственно
если не уверен – лучше не
сть»
обещать и не занимать. Долг –
это серьезное обязательство.
Тема 6. «Учимся планировать»
Учимся
Знакомим с понятием «план».
Технология
планировать
Объясняем важность
«Клубный час».
составления планов.
Игра «План на
Закладываем основы
следующий день»,
планирования. Начинаем с
папка-передвижка
планирования своего дня.
«Мы планируем»,
Учимся организовывать свое
беседа.
время.
Планируем
свои расходы

Учимся решать несложные
экономические задачи.

Экономические
задачки (сравни
цены, поездка в
зоопарк и др.)
Игровое задание –
рассчитай сумму
покупки в первом и
во втором магазине,
определи, в каком из
магазинов выгоднее
26

совершать покупки.

20

21

Сюжетноролевая игра
«Семья»
Творим
добро

22

Сделал дело
– гуляй
смело

23

Ставлю цель
и планирую

24

Планируем
свои дела

25

Все работы
хороши,
выбирай на
вкус

Закрепление материала по
теме

Сюжетно – ролевая
игра

Понятие «потребности
человека», закрепить названия
основных потребностей и что
к ним относится, уточнить, от
чего зависят потребности
человека, продолжать учить
решать проблемные ситуации,
аргументировать свои ответы,
активизировать словарь.
Учимся подводить итоги
всего, что планировали и
делали, анализировать
поступки, искать эффективные
решения, думать сообща.
Закрепление материала.
Воспитываем желание и
умение ставить перед собой
цели, строить планы,
действовать по плану и
достигать цели.
Закрепление материала.
Воспитываем желание и
умение ставить перед собой
цели, строить планы,
действовать по плану и
достигать цели.
Тема 7. «Что такое богатство?»
Знакомство с профессиями в
контуре опережающей
профориентации
дошкольников.
Продукты труда: товары и
услуги.

Сюжетно-ролевая
игра
(работа в
подгруппах)

Игра «Сделал дело –
гуляй смело»,
исследование,
ситуационные
задачки
Технология
«Ситуация месяца».

Итоговое
мероприятие

Социо-игровая
технология
(работа в малых
группах).
Игра: «Что создается
трудом», викторина
27

«Угадай профессию»,
загадки «Все
профессии важны,
все профессии
нужны»
26

Наше
богатство
(1)

Выясняем, что не все
продается и покупается, что
главные ценности (жизнь, мир,
друзья, солнце, близкие люди
и пр.) за деньги не купишь.

Беседа,
ситуационные
задачи, игра «Что
нельзя купить?»,
читаем и обсуждаем
рассказ «Как Валюша
бабушке сон
покупала».

27

Наше
богатство
(2)

Формируем представление об
истинных ценностях и
богатстве человека.

28

Щедрость и
жадность (1)

Разбираемся, что такое
корысть, жадность и почему
это плохо.

29

Щедрость и
жадность (2)

Обсуждаем такое качество
человека, как щедрость,
изображаем при помощи
художественных приемов.

30

Бережливость

Осознаем, что бережливый
человек всегда умеет
трудиться, мастерить своими
руками и радоваться от того,
что сделал что-то
самостоятельно.
Бережливость, трудолюбие,
благородство, честность –
качества человека с

Читаем и обсуждаем
сказки «Бедные
богатые», «Ум и
богатство».
Конкурс проектов
«Наше богатство»
Читаем и обсуждаем
рассказ
В. Сухомлинского
«Жадный мальчик»,
обсуждаем
поговорки,
пословицы
Читаем и обсуждаем
сказку «Два жадных
медвежонка»,
обсуждаем
поговорки,
пословицы
Интерактивный
мини-спектакль
«Секрет белочки»

28

правильным отношением к
деньгам.
31

32

Сюжетноролевая игра
«Супермарке
т»
Сюжетноролевая игра
«Торгово –
развлекатель
ный центр»

Закрепление материала по
теме

Сюжетно – ролевая
игра

Праздник в рамках
«Финансовой недели».

Сюжетно – ролевая
игра

Приложение № 2
Основные направления и формы работы с родителями (законными
представителями)
Направления
Информационн
ое
Познавательное
Досуговое
Аналитическое

Формы работы
Тематические стенды, создание странички на сайте
дошкольной образовательной организации,
родительский лекторий, консультации, создание
библиотеки.
Создание предметно-пространственной среды,
семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки,
театрализованные постановки.
Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с
интересными людьми, родительский клуб.
Анкетирование, тестирование, личные беседы,
родительская почта, анализ мнений и запросов
родителей.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».